- Новости Калуги (28265)
- В России и мире (176717)
- Пресс-релизы (2627)
Источники новостей
- Lenta (176717)
- Телерадиокомпания "Ника" (8138)
- ГТРК «Калуга» (5847)
- Калужские губернские ведомости (4411)
- КФ ПАО «Ростелеком» (2906)
- Калужская неделя (2842)
- Калуга 24 (2522)
- Kaluga-poisk (1884)
- Калужские Новости (1118)
- КалугаСпорт (868)
Популярные новости
Сюжеты новостей
- Новости спорта (1796)
- Городское хозяйство (737)
- Муниципальный транспорт (116)
- 100 самых влиятельных людей Калужской области (100)
Когда движение «умнеет»
Пробки, аварии, исчезновение «зеленых» посадок – с ростом транспортного потока в Калуге автомобиль из средства комфортного передвижения постепенно превращается в нечто прямо противоположное и в части комфорта, и в части движения.
Понятно, что одним расширением трасс, постройкой дорог над дорогами и увеличением полосности проблему не решить. Потому что у этой меры есть чисто инженерно-архитектурные пределы, а именно ширина улиц в старой части областного центра и общий стиль городской застройки. Потребность в новом решении транспортной проблемы была очевидна, ведь в пробках калужане теряют не только нервы, но и деньги.
Запрос достиг цели: на помощь всех участников дорожного движения – водителей, пассажиров и пешеходов пришел ИИ – искусственный интеллект. В рамках национального проекта «Безопасные и качественные дороги» уже второй год подряд в Калуге внедряется интеллектуальная транспортная система (ИТС). Это означает, что процессы управления дорожным движением переходят на автоматическую основу.
Сама по себе идея не нова: подобный опыт на протяжении последних четырех-пяти лет опробован в мегаполисах по всему миру. И эффект уже доказан: снижается число аварий и заторов, увеличивается число пассажиров городского транспорта и так далее.
Давайте попробуем разобраться, что такое ИТС. Эта система включает в себя динамическую транспортную модель (ДТМ), которая строит прогнозы по тому, как развивается ситуация на дорогах, и автоматизированную систему управления дорожным движением (АСУДД), на основе прогноза планирующую и управляющую движением. При составлении прогнозов учитываются как опыт (исторические данные), так и реальная ситуация на трассе.
Чтобы прогноз был еще точнее, ИТС использует сведения из самых разных источников, начиная с детекторов транспорта. А использующая искусственный интеллект АСУДД, как говорится, «делает выводы». К примеру, определив, что на перекрестке затор, система способна повлиять на режим работы светофоров, увеличив время для проезда в нужном направлении. При помощи нейросети ИТС распознает ДТП и его тяжесть.
И пресловутое обледенение дорог, так сильно напакостившее калужанам этой зимой, тоже может оказаться не настолько страшным. ИТС через интеграцию с существующими в регионе метеостанциями способна определить обледенелые участки дороги.
Вернемся в Калугу. Сейчас в городе стартовал третий, итоговый этап, внедрения системы, который завершится в этом году. Только в 2023-м в рамках проекта в городе были интегрированы подсистемы метеомониторинга, мониторинга параметров транспортных потоков и светофорного управления и центр мониторинга и управления общественным транспортом.
«Ростелеком», который занимается созданием ИТС в городе, обновил еще 18 светофорных объектов, установил 17 специализированных дорожных контроллеров и 66 детекторов транспорта, смонтировал 123 светофора различных типов и интегрировали все эти составляющие в ИТС. В текущем году обновят еще 38 светофоров и установят 177 детекторов транспорта.
А интеллекта ИТС добавили специальные модули: транспортного моделирования и прогнозирования, а также диспетчерского управления во время ЧС и нештатных ситуаций. Кроме того, теперь система взаимодействует с региональной навигационно-информационной системой, системами метеомониторинга, безопасности и ситуационным центром губернатора.
По словам Александра Кракосевича, директора по прикладным проектам Калужского филиала ПАО «Ростелеком», «совокупность различных сведений позволит анализировать и прогнозировать транспортные потоки, принимать грамотные управленческие решения для улучшения пропускной способности улично-дорожной сети».
Наталья КОНСТАНТИНОВА. Фото Игоря РУЛЕВА.
Газета «Знамя» №8 (28130) 6 марта 2024 года
- 18 Марта 2024 г., 11:11